Фрагмент для ознакомления
2
Необходимо отметить, что креативная промышленность является одной из наиболее уязвимой отрасли экономики, особенно в условиях кризисных ситуаций. Таким образом, главная задача – восстановить благоприятные условия для данного вида деятельности. Благодаря гибкостью и колебаниям именно творческие индустрии могут восстановить отечественную экономику после кризисного периода и избежать его последствий.
Также в экономику вносят значительный вклад креативные отрасли, обогатяют отечественные культуры, создают новых рабочих мест. Сейчас в России работают около 2,3 млн человек в сфере культуры и креативной индустрии. Большинство отраслей представляют малые и средние предприятия, в том числе микропредприятия с штатом до 10 сотрудников. Для сохранения стабильности креативной экономики важной роль играют креативные микропредприятия, и возможное решение для сохранения активности их можно сделать краткосрочным финансированием проектных мероприятий с помощью гранта.
Таким образом, целесообразно предпринять следующие мероприятия, направленные на решение этой проблемы: разработка комплексных государственных программ по сокращению налоговых нагрузки субъектов хозяйствования в сфере креативного бизнеса; создание пакета экономических стимулирующих и поддерживающих внутреннее потребление продукции и услуг креативного бизнеса; разработка антикризисных программ по поддержке предприятий креативного бизнеса, не способных работать в режиме онлайн; предоставление рекомендаций по сокращению аренды коммерческой недвижимости в период карантина (например, внедрение стандартной методики распределения и предоставление отсрочки платежей).
Поэтому опыт мирового опыта подтверждает значительную роль креативных секторов экономики, которые могут стать движущими силами для роста экономики государства. Высокая позиция России в мировом рейтинге креативности свидетельствует о возможности активизации креативного потенциала.
2.2. Перспективы развития креативных индустрий в России
Креативные индустрии стали новой "нефтью" для Российской Федерации, и сегодня невозможно не обратить должное внимание на этот сектор экономики.
Объем креативного сектора в мировой экономике непрерывно растет, и чтобы РФ вошла в десятку стран-лидеров по экспорту креативных товаров и услуг, необходимо закрепить понятие "креативные индустрии" законодательно, чтобы они стали полноценным сектором российской экономики.
Для развития креативного сектора необходим квалифицированный человеческий капитал, и последние 10-15 лет мы наблюдаем его развитие. В России уже есть первый университет креативных индустрий - Universal University, где студенты могут получить обучение по программам британского бакалавриата в области искусства, дизайна, бизнеса, маркетинга, современной музыки, архитектуры и урбанистики.
Также существует возможность бесплатного онлайн-обучения на сайте "Культура и креативность", созданном в рамках программы ЕС для поддержки культуры в социально-экономическом развитии шести стран Восточного партнерства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.
Большая часть креативных индустрий сосредоточена в Москве, где сегодня креативным пространствам предоставляется возможность получить статус креативных технопарков.
Этот статус позволяет получать льготы и субсидии, в том числе на участие в мероприятиях по продвижению продукции. Таким образом, создается возможность привлечения инвестиций и модернизации креативных пространств.
В городах уже активно функционируют креативные пространства, многие из которых находятся в бывших промышленных зданиях или офисных зданиях. Например, в Северной Осетии есть арт-пространство "Портал", а на КМВ располагается коворкинг-центр "Loft".
При просмотре перспектив развития креативного сектора можно обратить внимание на количество всероссийских конкурсов проектов в этой сфере.
Один из таких конкурсов проводится на территории Республики Крым - это арт-кластер "Таврида", который объединяет форум молодых деятелей культуры и искусств, фестиваль фестивалей "Таврида-арт", арт-парк и образовательный центр "Арт-резиденция Таврида". Здесь молодые деятели культуры и искусств получают возможность не только повысить уровень своих знаний и компетенций, но и выиграть грант на реализацию проекта в области культуры.
В 2024 году Роскультцентр совместно с Фондом Инносоциум и АНО "Центр кинофестивалей и международных программ" проводят конкурс авторов проектов в области креативных индустрий под названием Art Team.
Конкурс проходит по ряду актуальных направлений, таких как "Digital в культуре", "Событийный менеджмент", "Креативная локация", "Образование и искусство" и "Туризм". Победители лучших проектов получат возможность пройти образовательный интенсив от бизнес-лидеров креативной сферы.
Государство сегодня уделяет большее внимание интеллектуальной собственности, которая становится наиболее ценным экономическим ресурсом. Растет число научно-технологических достижений, а также уделяется внимание расширению творческих возможностей населения, что привлекает иностранный капитал в страну.
Интеллектуальная собственность является мощным инструментом для увеличения добавленной стоимости товаров и услуг, а также повышения капитализации активов компаний.
Инновационный менеджмент должен вкладывать средства в интеллектуальную собственность, так как она станет основным активом на бизнес-уровне и важным фактором конкурентоспособности на государственном уровне. Для этого необходимо разработать современный подход к защите интеллектуальных прав, соответствующий реалиям цифровой эпохи.
Сегодня симбиоз между творческим и цифровым мирами вызывает только восхищение. Творческий контент переплетается и придает визуальную жизнь цифровому миру.
Очевидно, что цифровая среда стала благоприятной почвой, на которой может развиваться более интегрированная, синхронизированная креативная экономика, основанная на различных рычагах креативной индустрии: литературе, дизайне, видео, программном обеспечении, музыке, публицистике, фотографии, перформансе, играх, исследованиях и разработках.
В современном мире развитие digital технологий в значительной степени происходит в сети интернет. Многие люди выбирают такие платформы, как Instagram и Youtube, чтобы развивать свое творчество, и этот выбор приносит им огромный успех.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Аспект-пресс, 2021. – 115 с.
2.Афанасьева М.А. Введение в понятие «креативные индустрии».// Наукоград: наука, производство, общество. – 2020. – № 4 (14). – С. 50-54.
3.Бобков А.И. Биографический метод в контексте анализа актуализации феномена наличия/отсутствия креативной индустрии // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона: материалы второй региональной научно-практической конференции. – Иркутск, 2019. – С. 146-153.
4. Гнедовский М., Бояков Э. Культура и экономика: взгляд из России // Воронежский пульс - 2020. - №5 – С. 12-19
5.Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. — 2021. — № 4. — С. 56-59
6.Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 2021. – 153 с.
7.Зотова А.Н. Территориальное развитие креативных индустрий в России // Проблемы управления речными бассейнами при освоении Сибири и Арктики в контексте глобального изменения климата планеты в XXI веке. – Тюмень, 2022. – С. 71-77.
8.Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2020. - 539 с.
9.Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития / Т.В. Абанкина. – М.: Grey Matter, 2023. – 44 с
10. Лэндри Ч. Креативный город. – М.: Классика XXI», 2020. – 399 с.
11.Маленко И.С. Креативные индустрии. // Вестник Ивановского государственного университета. – 2020. – № 4 (46). – С. 24-28.
12.Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 – 420 с.
13.Хезмондалш Д. Культурные индустрии. – М.: Высшая школа, 2021. – 453 с.
14. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 6. - С. 66-73.
15. Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2022. – № 4 (44). – С. 28–35.
16. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - 3 (71). - С.122-132.